Пояснительная записка
Сибгатова Дания Насыховна, учитель обществознания и истории
.г.Нурлат, РТ, ул.Нурлатская 8-а , МОУ «Нурлатская гимназия»
Участие в конкурсе «Состоявшиеся в профессии»,
в номинации "Один день из жизни учителя."
Сибгатова Д.Н.: в материале автор делится своими мыслями о
нелегких трудовых буднях провинциального учителя.
Один день из жизни учителя
«Тебе через 40 минут вставать»,- прозвучало отчетливо в тишине, и я проснулась. Что это было? В доме стояла тишина, муж еще спит… Взглянула на будильник, действительно до звонка осталось еще целых 40 минут.. Кому же понадобилось будить меня так рано? Было досадно и жалко недосыпанного времени. Сна и так ой как не хватает каждый день.
Полежала немного в надежде, что сон придет еще хоть на коротенькое время, но, не дождавшись, решила подняться. Да ладно уж, была не была.
Сегодня пятница, 30 октября. День предстоит нелегкий. В гимназии, в которой я работаю, состоится районный семинар директоров всех образовательных учреждений. К событию тщательно подготовились: 6 предметников дают открытые уроки с использованием ИКТ, будет и внеклассное мероприятие. Конечно, волнуемся. Много у нас бывает гостей самого разного ранга, но директора – народ особый.
На сегодня для меня к 5 урокам по расписанию прибавилась нагрузка. И не только для меня, но и для моих родных семиклашек. Нас попросили помочь в дежурстве по школе. Старший дежурный учитель - классный руководитель ныне дежурного 6 б должен будет уйти после первого урока с группой ребят-старшеклассников на День Призывника – на торжественные проводы нурлатских ребят в армию. Не оставишь ведь шестиклассников одних в столь ответственный день!
В семь утра я уже на работе. Едва перешагнув порог школы, в фойе я встретила абсолютное большинство ребят. Молодцы! Аккуратные, подтянутые, повязки, пейджики дежурных у всех имеются. Теперь необходимо правильно расставить всех на посты, благо дело, территория гимназии огромная и места для контроля хватит всем.
Обошла, не торопясь, всю школу. Как у нас все-таки красиво! Чисто, тепло, уютно. На окнах цветы, они в белых горшочках, ухожены, политы. Полы светлые, чистые, в окна светит осеннее солнце. Большинство классов еще закрыто, но я знаю, что во всех царят идеальный порядок и уют.
В 7.45 по всей школе утренняя пятиминутная физзарядка. Мы тоже идем, оставляем только дежурных на ответственных постах.
Со звонком бегу в 11-е классы на первый и второй уроки. Они проходят легко и плодотворно. Ребята уже взрослые, серьезные, с большим интересом слушают все, что я им предлагаю, легко идут на разговор по теме урока «Юридическая ответственность».
После 11 классов иду в 6б. Они очень отличаются от своих старших товарищей, и мне надо срочно перестраиваться. Сегодня у ребят последний урок в этой четверти, и их, конечно же, волнуют итоговые оценки, как по истории, так и по обществознанию. Они все выучили параграф, все тянут руки, готовы предоставить любой материал, подготовленный письменно в тетради. Очень интересный класс, в нем из 20 учеников только 5 девочек. Смотрят на меня как на генерала, готовы выполнить любое мое указание, не смея возразить ни на одно мое замечание. Может, я очень строга к ним? Не может быть, они вовсе не зажаты. Скорее всего, это из уважения к моим сединам. Знаю по опыту, чем строже я к ним сегодня, тем лучшим будет результат и понимание в будущем.
Закончился 3 урок, значит, пора в столовую, где нас ждет горячая еда. Мы с учениками и их родителями договорились с самого начала, никаких сухих пайков, все дружно и организованно питаемся в школьной столовой. Надо беречь желудок, да и мозги требуют подпитки…
С трудом успеваю на урок в 10 а. Они самые отдаленные для меня, и этажом ниже, и находятся в самом дальнем углу. Десятиклассники сегодня тоже не создают проблем, тем более есть о чем подискуссировать на уроке, показать свое видение плюсов и минусов экономических систем. Мне приятно сознавать, что с ними в этом году работать еще интереснее. Это та параллель из старшеклассников, с которыми я работаю третий год, а в прошлом году почти все сдавали экзамен по обществознанию за 9 класс.
На 5 урок я иду в свой 7 б. С первых минут уроку грозит участь перейти в разряд классных часов – так много накопилось у детей за день вопросов – ведь на переменах сегодня в классе не встречались. Но нет, урок есть урок, о классных проблемах поговорим попозже…
Сегодня у класса, как и у меня, 5 уроков. Редкое совпадение! Просто татарский язык перенесли на завтра, преподаватель – завуч должна участвовать в заключительной части семинара и проводить гостей. Так что, мы пользуемся моментом и…затеваем уборку. Завершаем оформление стенда «Без булдырабыз!» («Мы можем!»), заполняем экран успеваемости и дежурства и готовимся к завтрашнему Осеннему балу. А некоторые заняты проблемой исправления оценок накануне каникул. Досадно, но что делать - вовремя не досмотрели!
Дождавшись окончания семинара, дабы выслушать возможные замечания, наконец, спешу домой. На часах 15 часов. Несмотря на внешнее кажущееся спокойствие в течение дня, он прошел довольно напряженно. Ведь к завтрашней линейке должны быть выставлены все четвертные оценки и подготовлены отчеты. Неделя вся была очень напряженной, в школе проходили предметные олимпиады, в среду прошел республиканский Парламентский урок, и вполне естественно, что остались мелочи, способные вывести из колеи и равновесия. То и дело в коридоре меня «ловили» «добросовестные» ученики, очень желающие исправить оценки. С не меньшим желанием встречались и коллеги, классные руководители и протягивали журналы с просьбой заполнить, сравнить, посмотреть и т. д. и т.п. Как только переступила порог дома , поняла, насколько я устала.
Горячего крепкого чая для тонуса оказалось недостаточно, ноги гудели так, что их хотелось открутить и выбросить. Взяв в руки методичку, пришлось принять горизонтальное положение. Чтение оказалось неплохим снотворным, через несколько минут, сон сковал веки, и я провалилась… Разбудил телефонный звонок. Казалось, я проспала очень долго, а оказалось не более 40 минут. «Вернула утренний сон»- пронеслось в голове.
Бодрая, отдохнувшая, села за стол. Итак, для начала посмотрим,
- что у нас на завтра в расписании? Предупредили, что 2 урока сократим, будет линейка и классные часы…
- Теперь отчет по предметам. В 8 классах из 12, в которых я работаю, выводим четвертные оценки, во всех 12 классных журналах надо сверить, все ли уроки проведены, как я предусматривала при тематическом планировании, не подвести себя и коллег…
- Возьмем классный журнал, который с разрешения завуча я взяла под свою ответственность домой. Кто и как завершил четверть? Увы, есть «потери» по качеству по сравнению с прошлым годом, меньше отличников, хорошистов. Ну, что ж, как всегда, некоторые долго раскачиваются после длительных каникул. Есть над чем поработать. Немало и пропусков. Айназ почти месяц находился дома с травмой ноги, а Адиля с обострением гастрита две недели лежала в больнице… Отчет выглядит, на мой взгляд, вполне сносно. Класс очень активный, творческий, но половина с трудом осваивает языки, причем все примерно на одном уровне – татарский, русский, английский… Делаю вывод для себя, что просто очень мало читают, на любом языке…Надо подготовить ведомости для раздачи и отпечатать памятки-рекомендации родителям о правилах безопасности на время школьных осенних каникул…
- По телевизору начинается программа «Время». Надо обязательно посмотреть, без этого нельзя завтра идти к старшеклассникам на урок, я должна быть в курсе всего, что происходит в мире. Заодно неплохо бы и районку посмотреть…
- Надо завтра сдать завучу отчет-анализ по проведенным мной 15 административным контрольным по истории и обществознанию во всех 12 классах в течение первых двух недель в октябре, но для начала надо его откорректировать и напечатать…
- Подвести сегодня же окончательные итоги олимпиад по обществознанию в 7-11 классах, по основам права в 9-11 классах, по экономике в 10—11 классах, выявить победителей. И не забыть предупредить их, занявших первые 2 места во всех параллелях, чтобы в свободное время на каникулах немного посмотрели литературу, порекомендовать что-то, поделиться с имеющейся у себя литературой…
- Завтра до линейки необходимо написать благодарственные письма родителям отличников…
- Обязательно надо заглянуть на сайт творческих учителей. Не упустить бы ничего…
Неожиданно вспомнила, как ко мне подходила дочь с каким-то вопросом, когда я подсчитывала пропуски уроков… О чем же она спросила. Бедный ребенок. Как много ей достается выговоров и замечаний и как недостает внимания мамы, которая является еще и ее классным руководителем…Надо бы спросить мужа…Он спит.. И все же, что хотела дочь? Ах, да , она спросила, можно ли ей пойти на бал в этом платье? Интересно, какое платье у нее есть для бала? Она так выросла в этом году! Похорошела, я заметила, что мальчики стали на нее заглядываться. Приоткрыв дверь в комнату к дочери, увидела «заготовки» для бала, скромное платье, бижутерию, заколки… Грустно улыбнулась…
«Подожди-ка, мне сегодня в приемной девочки дали «расчетку» за октябрь месяц. Где же она? Вот, посмотрим, премию квартальную обещали… Правда, аванс две тысячи уже получили. Так , начислено…удержано…к выдаче 7900 рублей… Д-да, не густо… Значит, опять будут долги по кредитам, сын- студент приедет на праздники… В прошлом году и уроков было чуть меньше, и категория была пониже, но начисления были побольше. Почему? Где выход? Все советуют репетиторство. Но где на него взять время и сил? Ведь сколько надо усилий приложить, чтобы своих выпускников подготовить к ЕГЭ ! Очень многие сдают именно обществознание!
Тоска рвала сердце на части. Надо бы успокоиться… Иначе не усну. Силы еще немалые нужны на завтра, каникулы берут свое начало только в понедельник.
Машинально смотрю на часы. Уже 1час.23 минуты 31 октября… Вдруг вспомнила, что всем друзьям в «Моем мире» отправляла 29 октября открытки. Интересно, кто откликнулся? Ура, есть!!! Живет еще комсомольская искорка в душе моих друзей!
Ладно, не будем расслабляться. Откроем дневник классного руководителя и напишем на завтра, чтобы ничего не забыть, не упустить и вовремя освежить память. Открываю и… в нижнем углу страницы читаю: «Кто желает, чтобы народ был счастлив и воспитывался успешно, тот должен признать первым и неизбежным условием к достижению этой цели воспитание и образование учителей, а также их такое положение, которое соответствовало бы их важной обязанности. А. Дистервег.» Прав ты мыслитель, тысячу раз прав, но , увы, это России не касается…
Всё! Всё! Всё! Спать!!!, Едва коснувшись подушки головой, уснула мигом. Но кто-то настойчиво продолжал говорить : «Тебе вставать через сорок минут!» Почему так рано? Только бы не проспать...
|